лонгрид
Десять храмов Пскова
в списке ЮНЕСКО
Скромные и одновременно величественные церкви и храмы с характерными звонницами и крыльцами не просто являются неотъемлемой частью архитектурного наследия Пскова, но и давно стали символом древнего города на Великой, превратив его по сути в музей под открытым небом. Наконец-то этот факт отмечен и мировым экспертным сообществом ЮНЕСКО - десять псковских храмов и церквей внесены в его Список Всемирного наследия.

Представляем вашему вниманию древние памятники архитектуры Пскова, которые покорили экспертов со всего мира.

Псковская архитектурная школа возникла под влиянием византийской традиции и приобрела самобытность благодаря пограничному положению города, демократическому государственному устройству, геополитической ситуации и, безусловно, выдающемуся искусству местных мастеров.

Эксперты отмечают, что памятники церковной псковской архитектуры изысканно просты, сдержаны, лаконичны, но заключают в себе огромную эмоциональную силу, глубину и искренность. Эти черты резко отличают их от других памятников русской архитектуры того времени, что дает возможность говорить о своем аутентичном архитектурном стиле. При этом местное церковное зодчество оказало влияние на развитие церковной архитектуры и за пределами Псковской земли. Наши мастера работали над памятниками архитектуры в Москве, Казани, Свияжске…

Традиции псковской архитектуры в конце XIX - начале ХХ веков служили источником вдохновения для архитекторов неорусского стиля в России и за рубежом, а также для творчества одного из самых ярких представителей русского символизма и модерна - всемирно известного русского художника и деятеля культуры Николая Рериха.
Важно, что в Пскове сохранились церкви XII-XV веков, тогда как в большей части России все здания этого времени были разрушены монголами и междоусобными войнами.
Удалось псковским памятникам пройти и через горнило Великой Отечественной войны. В городе на Великой все они сохранили еще и свое первоначальное местонахождение в структуре городской планировки. А благодаря научно-проектным исследованиям 50-70-х годов прошлого века, бережные ремонтные и реставрационные работы, выполненные с использованием традиционных технологий, позволили идеально сохранить историко-культурную ценность объектов.

Конечно, не ко всем храмам время оказалось благосклонно - историки указывают, что около 70 из них утрачены безвозвратно, - однако свыше 40 церквей украшают город до сих пор, а 10 из них, то есть почти каждый четвертый храм, летом 2019 года были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Включения в список ЮНЕСКО Псков добивался
17 лет! Первые консультации
со специализированным учреждением Организации Объединенных Наций начались еще в 2002 году.
Начиналось все с номинации «Великий Псков», которая включала не только средневековый город, но и его пригороды - Изборск и Выбуты, однако впоследствии от этой затеи пришлось отказаться. Забраковали эксперты мирового уровня и Псковский кром, который входил в состав серийной номинации «Кремли России», посчитав его недостаточно древним и аутентичным.

С 2011 года псковичи стали ратовать за заявку, включавшую 18 объектов, среди которых были не только храмы, но и памятники крепостного, культового и гражданского зодчества, но и ее неоднократно отклоняли, несмотря на личную протекцию министра культуры РФ Владимира Мединского. Наконец, в 2019 году, на 43-й сессии ЮНЕСКО в Баку в номинации «Церкви псковской архитектурной школы» псковская заявка таки одержала победу, хотя список памятников в ней почти уполовинился. В частности, статуса Всемирного наследия так и не удостоились Покровская и Гремячая башни, а также Поганкины и Приказная палаты.
«Церкви, соборы, монастыри, крепостные башни и административные здания составляют группу памятников, расположенных в историческом городе Псков на реке Великая на Северо-Западе Российской Федерации. Главными особенностями архитектуры этих зданий, созданных псковской школой зодчества, являются кубические объемы, купола, подъезды и колокольни, наиболее ранние элементы которых датируются XII веком.

Церкви и соборы гармонично сочетаются с окружающим их природным ландшафтом посредством садов, заборов и стен. Под влиянием византийских и новгородских традиций псковская школа зодчества достигла пика своего развития в XV-XVI веках и стала одной из самых влиятельных в стране. Она оказывала значительное влияние на формирование архитектурных стилей в России на протяжении пяти столетий», - говорится в заключении комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Святого пророка Иоанна Предтечи
ул. Максима Горького, 1
~
История главного храма Иоанновского женского монастыря насчитывает более восьми столетий.
По преданию монастырь основан около 1240 года княгиней Ефросиньей Рогволдовной - теткой известного псковского князя Довмонта. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича, вышла замуж за князя Ярослава Владимировича, сына псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, а потом и вовсе ушел к рыцарям и там женился на лифляндке. Вместе с немцами он не раз нападал на русские земли, а в 1231 году захватил Изборск.

Ефросинья же постриглась в монахини, построила в Пскове Ивановскую обитель, а после стала и первой его настоятельницей под именем Евпраксиньи.

Позже Ярослав вызвал ее на свидание в ливонский городок Одемпе, где она была убита своим пасынком-полунемцем, сыном Ярослава от немки. Ее погребли в Пскове, в соборе Ивановского монастыря. По легенде через де­сять дней по­сле смер­ти свя­той Ев­прак­синьи над ее гро­бом со­вер­ши­лось чу­до: от ико­ны Спа­си­те­ля из­ли­лось ми­ро. Ико­на бы­ла на­зва­на «Спа­си­тель Ми­ро­то­чи­вый». Лик пра­вед­ной кня­ги­ни со­хра­нил­ся на двух ико­нах. На од­ной она изо­бра­же­на мо­ля­щей­ся со свя­тым Иоан­ном Пред­те­чей и свя­тым апо­сто­лом Ан­дре­ем Пер­во­зван­ным. Дру­гая ико­на с ее изо­бра­же­ни­ем на­хо­ди­лась ря­дом с чу­до­твор­ной ико­ной Спа­си­те­ля.

С того времени храм стал усыпальницей псковских княгинь, а позднее, уже в XIX веке, и местных градоначальников. Здесь были погребены княгиня Мария (жена псковского князя Довмонта, внучка Александра Невского), княгиня Наталья (невестка князя Довмонта, жена его сына Давида), умершие от мора жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского. В 1811 году в приделе собора, снесенном при реставрации, был погребен псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер - отец знаменитого героя Александра Фигнера - командира «Мстительного легиона» - партизанского отряда времен Отечественной войны 1812 года. Младший брат знаменитого партизана ушел из Пскова в действующую армию, когда ему было 16 лет. Он отличился в сражении при Бородино, а позже вступил в партизанский отряд своего брата.
Кстати, в музее Пскова хранится потир (высокая украшенная эмалью чаша) из Ивановского монастыря - дар вдовы Александра Фигнера в память своего мужа.

В 1921 году монастырь закрыли. Возобновились богослужения лишь через 70 лет, в 1991 году.

В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам.

Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу (псковские - двухпролетная звонница и притвор - появились позднее). В интерьере также редкие для псковской традиции 6 столпов и пониженные подпружные арки. В декоре используется аркатурный пояс на барабане, необычные для Пскова круглые окна в восточной части четверика.
Ивановский монастырь часто страдал от вражеских нашествий, особенно в 1615 году, когда он находился в руках шведского короля Густава-Адольфа. Тогда собор приспособили под склад. Однажды в нем даже произошел взрыв, но собор, к счастью, сохранился.

До XIX века собор был отделан тесовыми досками, а главы покрывала окрашенная чешуя. Справа от алтарной колонны находилась дверь из железа. За ней скрывался узкий ход до каменного крыльца. Когда-то рядом с церковной колокольней располагался еще и теплый придел об одной главе, посвященный святому апостолу Андрею. Со временем все это было утрачено.

В XIX веке у собора воздвигли новую каменную звонницу. Придел в честь апостола Андрея пришел в негодность и был разобран, а на освободившемся месте возвели новый, а также были построены двухэтажные палаты настоятеля, однако они простояли совсем недолго, до 1899 года, потом на их месте возвели храмовую просфорную.

В наши дни храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове является действующей приходской церковью. Здесь же располагается мастерская иконописи. В настоящее время собор является подворьем Крыпецкого монастыря.
Преображенский собор
Спасо-Мирожского монастыр
я
Мирожская наб., 2
~
Это самая первая каменная церковь Пскова и единственный храм византийского типа, построенный еще на заре зарождения христианства на Руси.
Спасо-Преображенский собор считается древнейшим из храмов монастырского комплекса. Его возведение было завершено в 1153 году. В его строительстве принимал участие основатель Мирожской обители, архиепископ Нифонт, происходивший из греческого рода. Вероятно, именно поэтому он призвал к строительству византийских архитекторов. К тому же в раннем Средневековье они слыли лучшими зодчими.

Считается, что этим мастерам принадлежит и авторство великолепных храмовых фресок, которые создавались на протяжении восьми веков(!) и ныне признаны памятником зодчества. В это сложно поверить, но долгое время они были скрыты под слоем побелки и краски. Домонгольские фрески обнаружили случайно в ходе ремонтных работ в 1858 году. После обнаружения росписи оказалось, что все рисунки пребывают в поразительной сохранности для своего почтенного возраста. Впрочем, реставрация все равно потребовалась - ее провели по поручению императора Николая II. И ныне историки спорят, насколько она была корректной.
Сюжеты фресок разнообразны. Но наибольшее внимание приковывают изображения, воплощенные в северном сегменте храмового свода: «Чудеса Христа» и «Оплакивание Христа». Под куполом Спасо-Преображенской церкви Пскова располагается изображение Вознесения Господня. На своде алтаря - композиция «Преображение». Также на рисунках можно лицезреть святых воинов Вакха и Сергия, целителей Кира, Пантелеймона и Иоанна, великомучеников Евдокия и Ромула. Среди узорной вязи присутствуют воплощения многих других святых и мучеников. Все рисунки снабжены сопутствующими надписями. Правда, сделаны они в основном на греческом языке, причем не все из них расшифрованы.

Мастера мирожских росписей использовали поразительно богатую цветовую палитру. Основу колорита составляет сочетание плотного и холодного ярко-голубого фона и малахитового позема, на котором яркими светлыми пятнами и силуэтами смотрятся изображения, написанные сильно разбеленными красками различных оттенков, в которых также преобладают холодные тона и изысканные цветовые сочетания.

Сама постройка, конечно, менялась со временем. Так, в XVI веке к западному фасаду пристроили паперть со звонницей, имеющей характерные псковские очертания, а в XVII-XVIII столетиях храм получил четырехскатное покрытие, которое закрыло нижнюю часть барабана, что повлекло за собой изменения и контуров купола, шлемовидную форму которого заменили на луковичную. Поэтому ныне лишь восточный фасад напоминает облик собора XII столетия. Кроме того, примерно на 2 метра вырос культурный слой вокруг собора - из-за этого сегодня он кажется несколько приземистым.
Отдельного упоминания заслуживает главная монастырская святыня - икона Знамения Пресвятой Богородицы. Икона прославлена излиянием слез из очей Богородицы во время эпидемии в Пскове в 1567 году. С нее был сделан список, который перенесли в Троицкий собор. Есть устное предание, что подлинник увез с собой Иван Грозный. Для этой иконы составлена особая служба, а празднование этой иконы совершается ежегодно 24 сентября.

Историки указывают, что Преображенский собор Спасо-Мирожского монастыря был еще и центром летописания, и именно здесь в свое время переписывалось «Слово о полку Игореве».

Сегодня храм-музей работает только при благоприятных погодных условиях, поскольку фрески не переносят повышенной влажности. Богослужения братией монастыря проводятся здесь только в определенные праздничные дни.
Собор Рождества Богородицы
Снетогорского монастыря
ул. Снятная Гора, 1
~
Храм расписан уникальными древними фресками, созданными исключительно псковскими мастерами.
К слову, и построен он был в 1311 году по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Сохранившиеся же здесь, хоть и не полностью, фрески - единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV века и яркий образец псковской художественной школы.

Самая большая и впечатляющая композиция в росписи собора - Успение Богоматери - расположена во всю высоту северной стены храма, напротив изображенного с южной стороны Рождества Христова. Противопоставление или вернее сопоставление двух этих композиций также известно по росписям храмов домонгольского периода. Средняя часть композиции оказалась утрачена из-за расширенного в XVII веке окна. Слева от него сохранилась фигура Христа, держащего на руках душу Богородицы. Сверху были изображены апостолы, переносимые к одру Богоматери ангелами и вознесение Богоматери на небо.

Весь западный рукав подкупольного креста занят изображением Страшного суда, дополненного видением пророка Даниила - уникального по иконографии, многие из деталей которого впоследствии широко распространились в русском искусстве поствизантийского периода.
На своде изображен Христос Ветхий денми, окруженный ангелами и лежащими на престолах открытыми книгами. Сцена расположена напротив изображений Христа и апостолов из Страшного суда и совпадает с ними по композиции. Ниже представлены трубящие ангелы и четыре зверя - символы земных царств. Все они подписаны: Персидское, Эллинское, Римское и Антихристово. Справа от них в основании подпружной арки был изображен сам Даниил (его утраченная сверху фигура узнается по характерным для него одеждам). Слева на западной стене располагаются еще несколько изображений, связанных с видением: Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча с ангелами, несущими орудия страстей, пророки Захария и Исаия.

Что касается здания храма, то его восточный фасад с тремя апсидами в основном сохранил свои первоначальные формы. Тогда как западный фасад, первоначально завершавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт возникшими в последующие столетия пристройками к храму. Форма кровли также неоднократно менялась в ходе истории собора. Первоначально храм был покрыт тесом по форме закомар, а глава купола деревянным лемехом-чешуей. В XVI столетии поверх полукруглых закомар были надложены треугольные щипцы, глава купола сделана луковичной. В настоящее время кровля собора имеет позднюю четырехскатную форму с плоским завершением фасадов.

С течением времени собор еще и расширялся. В начале XV века к его западному фасаду уже примыкал притвор. В XVI веке западный фасад притвора и портал имели наружные фресковые росписи. Особенно сильные изменения были привнесены в архитектуру собора в XVII столетии. Первоначальный притвор был перестроен и соединен с основным пространством храма. Западный вход в храм оформлен крыльцом, украшенным зелеными изразцами. Окна притвора были оформлены наличниками с кирпичным беленым узором и также изразцами. В стенах, разделявших внутренние пространства здания, прорезаны широкие арки.

В XVIII столетии к собору были пристроены боковые приделы в честь св. Николая Чудотворца и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Оформление приделов и перестроенного притвора уже соответствовало архитектуре эпохи барокко. Тогда же к южной апсиде храма была пристроена большая ризница, но до наших дней она не сохранилась.

Любопытно, что в XIX веке декоративные главы убрали, в том числе и главы двух приделов, а луковичная глава собора получила железное покрытие.

Сейчас собор находится на реставрации в пределах действующего женского монастыря.
Церковь Михаила Архангела с колокольней
ул. Советская, 18
~
В начале XX века из-за церковного раскола этот храм, пусть и ненадолго, стал главным кафедральным собором Пскова.
До XVI века на месте церкви располагалась площадь Старого торга, куда сходились все главные улицы Пскова, а в древности это была территория Городецкого конца, в 1374-1375 годах бывшего одним из четырех городских районов, защищенных крепостными стенами. Храм же здесь возвели в 1339 году, на тот момент он располагался практически в крепостной стене. Позже, в XVII веке, на этом месте возвели каменную церковь.

При храме было два придела: в них находились архивы, казна, трапезная. В настоящее время из двух приделов остался один - в северо-западной части храма. Несмотря на многочисленные перестройки, церковь сохранила древние стены, столбы, а судя по некоторым данным, даже своды основного объема храма. В этом храме сохранились строительные и декоративные приемы разных периодов.

Единственная в Пскове шатровая колокольня московского типа построена при церкви из известняковой плиты в XVII веке.
Интересные сведения о храме содержатся в «Истории княжества Псковского», приведенные архиепископом Евгением. Собором церковь стала в 1439 году, перестраивалась в году 1694-м, вновь освящалась - в году 1696-м.

На территории вокруг храма стояли одноэтажные строения, в которых в XIX веке располагалась архиерейская богадельня. В XX веке здания были заняты квартирами причта. В одной из них существовала лавка по продаже религиозной литературы Кирилло-Мефодиевского братства.

В XIX веке корпуса использовались под богадельню при архиерейском доме. В начале XX века здесь размещалась полковая церковь Енисейского пехотного полка.

Любопытно, что в начале XX века из-за церковного раскола этот храм, пусть и ненадолго, всего на несколько лет, стал главным кафедральным собором Пскова, так как Троицкий собор был передан «обновленцам».
Летом 1936 года храм закрыли, а позже передали аэроклубу. В помещении разместились классы парашютистов.

Во время немецкой оккупации 1941-44 годов в Псков прибыла православная миссия Русской зарубежной церкви. Среди прочих, миссионерами была открыта и Архангельская церковь. Однако во время боев храм пострадал: были фрагментарно разрушены кровля, стены и отделка. По окончанию войны церковь отреставрировали. Однако потом ее все же закрыли. После чего начались годы лишений и забвения. Здание стремительно ветшало. По назначению не использовалось, лишь в качестве склада. Ремонт помещений не производился в течение длительного времени.

Первая после многолетнего перерыва служба в храме состоялась в июле 1995 года.

Узнав об открытии церкви, люди несли иконы. Над восстановлением иконостаса трудились разные мастера: нижний местный ряд икон написан в Москве, Царские врата, дьяконские двери, второй праздничный ряд написаны в Твери, а третий и четвертый ряд иконостаса - в Пскове.

При реставрации Церкви Михаила и Гавриила Архангелов в Пскове кровлю сделали восьмискатной, арки понизили, на них установили барабан. Отремонтировали звонницу, увеличили ее, включив складские помещения. Сейчас храм обладает двумя приделами: южным и северным.

Ныне при храме действует благотворительная столовая для беспризорников, воскресная школа. Также при церкви работает хор, где певчими выступают дети.
Церковь Покрова и Рождества Богородицы
от Пролома
ул. Свердлова, 1
~
Приставку «от Пролома» к названию храм получил в честь победы псковских войск на заключительном этапе Ливонской войны в 1581-1582 годах.
Первое упоминание о церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома относится к 1399 году. Одно время церковь была соборным храмом Покровского мужского монастыря. Он был упразднен в 1746 году, но по преданию во времена своего рассвета это была довольно богатая обитель с храмовыми, жилыми и хозяйственными постройками. Точная дата основания монастыря неизвестна, но впервые в летописи он упоминается в 1465 году.

Интересно, что в монастыре имелся подземный ход, идущий в двух направлениях. Его в 1912 году нашел и очистил член-сотрудник Псковского археологического обществ Василий Озелинг.

Тем самым проломом назвали место обрушения крепостной стены во время осады Пскова польским королем Стефаном-Баторием.

С этими драматическими событиями связано предание, которое гласит, что во время осады иноку монастыря старцу Дорофею явилось видение Пресвятой Богородицы. Она попросила принести в Псков из Печерского монастыря ее древний образ (икону) и даже рассказала, как нужно расставить пушки на крепости и как стрелять по королевским шатрам. Псковичи отбили врага и в благодарность за чудо вместе с воеводой Шуйским, руководившим обороной, перестроили церковь, присоединив еще одну - Рождества Богородицы.
Много позже в память об осаде 1581 года перед церковью был возведен памятник - каменный крест на основании из валуна.

По сути храм представляет собой две церкви-близнецы, соединенные общей внутренней стеной. Конструктивно они также схожи: оба имеют одну главку, повышенные своды и одну апсиду. Через некоторое время две рядом стоящие церкви слились в одну, являющую собой строение удивительной архитектуры. Каждый из храмов не имеет столпов, обладает одной апсидой и притвором. Четверики и притворы зданий соединяются общими стенами. Средняя же стена - одна, общая. Крыши каждого храма имеют по два ската, сложены из тесовых досок.

В начале XIX столетия Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Пскове пришла в плачевное состояние, обветшала и была предназначена на снос. И снова, как и в прочих подобных случаях, в дело вмешался Святейший Синод. Он запретил сносить здание, тем самым сохранив его для нас.
После революции, как и многие храмы, церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома была закрыта. В течение Великой Отечественной войны храм Покрова Пресвятой Богородицы в Пскове получил относительно небольшие повреждения. Частично пострадали крыша, стены и отделка. Однако основное здание устояло и было абсолютно пригодно к реставрации, которую провели в 1961-1964 годах. Реставраторы тщательно изучили источники, остатки первоначальных элементов, изображения на старинных иконах и вернули храму его первоначальный облик - возобновили звонницу на восточной стене, обновили главы и покрытия.

РПЦ церковь была возвращена в 1993 году. Осенью 1994-го в ней провели первое богослужение, но затем службы проводились крайне редко - 2-3 раза в год.

Лишь с октября 2006 года, когда настоятелем возрожденного храма Покрова и Рождества Богородицы назначили отца Владимира Танцурина, богослужения стали проводиться регулярно.
Церковь Георгия со Взвоза
ул. Георгиевская, 1
~
Храм, построенный вблизи крепостной стены Окольного города, не раз оказывался в центре сражений.
Церковь построили в камне в 1494 году. Ее название «со Взвоза» означает место подъема от реки к берегу - храм построили у переправы через Великую. Здесь в прежние времена разгружали товары приезжие купцы.

Тот факт, что через Взвозские ворота неоднократно пытался проникнуть в город враг, дает основание предполагать, что вблизи храма находятся захоронения многих погибших при обороне Пскова в XVI-XVII веках.

В 1701 году под руководством Петра I здесь соорудили земляную батарею, опасаясь прорыва шведских войск к Пскову. Эта насыпь сохранилась до наших дней.

В 1763 году во время описи псковских церквей было сделано первое краткое описание храма: церковь каменная, двухпрестольная с приделом во имя Петра-митрополита, с каменной колокольней.
В 1860 году в храме был обнаружен замурованный склеп, где стоял дубовый гроб, в котором находился завернутый в саван скелет. Предполагается, что это захоронение преподобного Иоанна, затворника Псково-Печерского. Иоанн поселился в стене Пскова в 1594 году и в полном безмолвии прожил так 22 года, питаясь одной рыбой, без хлеба.

С 1837 по 1862 годы Георгиевский храм находился в ведении Псковской гимназии, а затем церковь начала приходить в упадок: алтарная крыша поросла травой и кустарником, иконостас мог рухнуть в любой момент, но средств на восстановление не было. В конце концов в 1879 году богослужения здесь прекратились, церковь закрыли. Но уже в 1883 году, благодаря усилиям псковского губернатора Михаила Прутченко, начался полный ремонт храма. Вновь открыт и освящен он был в 1885 году.

В 1923 году, после революции, церковь снова закрыли, а в годы Великой Отечественной войны в ней разместили склад горючего. За время присутствия в городе немецких оккупантов у храма сильно пострадали крыша, а также внутренняя и внешняя отделка, поэтому внутреннее убранство церкви до наших дней, к сожалению, не сохранилось.
В середине 2000-х храм вернули Русской православной церкви.

В 2013-2016 годах сильно обветшавший храм был отреставрирован строительной фирмой «ДСК». В ходе реставрации вместо четырехскатной крыши была восстановлена изначальная крестово-купольная конструкция храма.

В настоящее время он является действующим. Местные богослужения считаются уникальными, поскольку хор использует сербские, болгарские и грузинские напевы.

В обозримом будущем РПЦ планирует построить здесь дом Причта для воскресной школы и школы регентов с бесплатным питанием.
Церковь Богоявления со звонницей
ул. Герцена, 7
~
Известный французский архитектор Ле Корбюзье говорил, что самое сильное впечатление на него произвела именно эта псковская церковь.
Три церкви Богоявления Господня: с Запсковья, в Бродах и в Кстово (две последние до наших дней не сохранились) образовывали в Пскове так называемый «святой треугольник» в месте традиционного Крещенского водосвятия, где зимой рубили во льду прорубь - Иордань.

Кроме того этот храм считался кончанским. Построили его в XV веке на месте более ранней церкви. В это время Псков был разделен на шесть районов - концов. В каждом из них была поставлена высокая каменная церковь со звонницей, которые и называли кончанскими. В их подвалах, к слову, хранился порох со всего конца.

При советской власти церковь дважды закрывали, сначала в мае 1927 года, а затем в ноябре 1938 года. В начале Великой Отечественной войны храм серьезно пострадал в результате попадания авиабомбы и артиллерийских снарядов. В огне погиб иконостас XVIII века. В северном приделе, в притворе звонницы, была устроена конюшня.
В 1948 году начались реставрационные работы, однако они так и не были доведены до конца.

Историки говорят, что известный французский архитектор Ле Корбюзье, много строивший в Европе и Америке, в годы сотрудничества с советскими архитекторами побывал в Пскове, и самое сильное впечатление на него произвела церковь Богоявления. По его признанию, когда он затем проектировал в середине XX века и строил капеллу в родном городе Роншане, он был вдохновлен образом псковского храма.

Псковичи же, кажется, были вдохновлены церквью куда меньше, ведь до 2005 года, пока храм не был возвращен Псковской епархии, здание производило удручающее впечатление. Куполов не было, стены покрыли сколы и трещины, а южный придел практически полностью разрушился.
Восстановление храма началось в 2007 году, а в январе 2009 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий отслужил здесь первый водосвятный молебен, а на празднование Рождества Христова в главном приделе служилась первая Божественная литургия.

Храм и по сей день является действующим. Также при нем действует воскресная школа для детей.

Сегодня он считается единственным в Пскове, который сохранил исключительно псковскую классическую архитектуру.
Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья
ул. Леона Поземского, 7
~
Храм у старого Троицкого моста через реку Пскову посвятили святым врачам, бессребреникам и кузнецам.
Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, построенная в середине XV века на месте сгоревшей деревянной, также считалась кончанской.

Первая постройка, стоявшая на месте сегодняшней, была деревянной. В 1462 году храм сгорел, и на его месте был выстроен каменный. В начале XVI века в церковном приделе взорвался порох - придел был полностью разрушен, пострадала и сама церковь. Затем храм неоднократно восстанавливался и перестраивался - так, вдобавок к взрыву пороха в начале XVI века, церковь горела в 1541 году.

Вот что писал о храме святых Козьмы и Дамиана Юрий Спегальский: «С XIV века «Завницкий крест» был украшен храмом Николы с Примостья. В 1462-1463 годах козмодемьянские соседи поставили здесь обширный каменный кончанский храм во имя бессребреников Козьмы и Дамиана. Это была постройка того же типа, что и сохранившийся храм в Мелетово - с шестнадцатискатным покрытием и восьмиугольным постаменом под барабаном, с прямоугольными боковыми апсидами, с окнами, перекрытыми полукруглыми арками с соответствующими им полукруглыми бровками. Она, правда, отличается значительно более крупными размерами и наличием палаток внутри».
В XVII веке и позднее приделы храма подвергались перестройкам, и не только от XV, но и от XVI века в них уже ничего не осталось. В XVIII веке были сломаны столпы звонницы и на старое ее основание взгромоздили восьмигранную колокольню.

Ворота буя Козьмодемьянской церкви - редчайший образец такого рода сооружений. Дошли до нас они, конечно, не в первоначальном виде. Над аркой проезда видна широкая впадина. Это, несомненно, нижняя часть ниши, в которой помещалось большое фресковое изображение Козьмы и Демьяна. Верхняя часть ниши сломана вместе с щипом, завершавшим ворота.

В 1925 году в палатках храма были найдены остатки иконостаса начала XVI века. Это были светлые гладкие липовые доски с вырезанным на них мелким строгим стилизованным растительным орнаментом, который никогда не был покрыт позолотой (доски хранились до Великой Отечественной войны в Псковском музее). Судя по ним, иконостас Козьмодемьянского храма был очень строгим по композиции и рисунку, и вся изукрашенность его состояла в необычно изящной резьбе, покрывавшей его простые формы. Глава завершена очень красивым позолоченным крестом XVII века с ажурным яблоком.
В конце XIX века при церкви был открыт приют для бедных, а в начале XX века была учреждена церковно-приходская школа.

За всю историю храму пришлось немало пережить. Он горел как минимум четыре раза: деревянная - в 1458 году, каменная - в 1507 году, когда в приделе церкви во время пожара взорвался порох. В 1541 году она горела вновь. После революции 1917 года храм был закрыт, а в 1939 году в нем решили устроить зернохранилище. В годы Великой Отечественной войны церковь получила серьезные повреждения во время бомбежки и была сожжена, а колокольня была полностью уничтожена.

Восстанавливать храм начали, как и большинство местных храмов, в 1950-е годы. Спустя десять лет внешний вид был приведен в порядок: появились окна, двери и кровля. А вот внутри работы продолжались долгие годы. Было время, когда там размещались переплетная мастерская, типография и даже мастерская по изготовлению русских народных инструментов.

Для прихожан церковь Козьмы и Дамиана с Примостья открылась лишь в 2008 году.
Церковь Николы со Усохи
ул. Советская, 19
~
Церковь Николы считалась по величине вторым культовым зданием в Пскове после Троицкого кафедрального собора, но со временем «заросла» землей.
Церковь Святителя и Чудотворца Николая со Усохи построена в 1371 году на месте высохшего болота, отсюда и ее название. Под 1536 годом в летописи упоминается, что «совершена бысть церковь святой Никола, на Усохи», из чего следует, что прежняя церковь была или уничтожена, или заново переделана.

Считается, что храм возвели богатые купцы-псковичи для себя. Но по какой-то причине в XVII веке храм оказался в сильно запущенном состоянии. Верхние части его были размыты водой и осыпались, своды поросли травой и кустами.

Ремонт, сделанный в конце этого века, лишил здание его восьмискатного покрытия, а вместе с тем и его былой стройности, внес изменения в покрытия его придела и притворов. Были расширены окна, часовню сделали закрытой, деревянные перекрытия галереи заменили сводами, галереи отделили от притвора перегородками, к западному притвору пристроили приземистое крыльцо. Стройное и, несмотря на свои большие размеры, изящное здание стало после этого грузным, приземистым, барабаны глав его от переделки крыш укоротились, фасады здания опростились и приняли грубоватый характер.
К концу XVIII века церковь Николы, которая когда-то считалась по величине вторым культовым зданием в Пскове после Троицкого кафедрального собора, еще более «заросла» землей. При очередной крупной перестройке, относившейся к 80-годам XVIII века, была сломана звонница и построена с юго-восточной стороны храма колокольня и новая часовня, совершенно скрывшая древнюю. После этого храм окончательно лишился былой пропорциональности.

Продолжали искажать храм и перестройки XIX века, в ходе которых были сломаны южный притвор, палатка и галерея, внесены многие мелкие изменения. Здание окрасили в обычный для того времени мертвый синевато-сероватый цвет. После революции 1917 года церковь Николы со Усохи закрыли. В XX веке был утрачен иконостас, в котором еще оставались древние иконы, и все внутреннее убранство. Досталось церкви и во время Великой Отечественной войны - она пострадала от пожара.

Начатая в 1946 году и длившаяся до 1976 года реставрация храма так и осталась неоконченной. Не восстановлен притвор, который был при южном входе в храм, кладовая палатка при нем, галереи с севера, юга и запада (хотя остатки их первоначальных частей все еще существуют).
Церковь имеет свою легенду: Грозный царь, в бытность свою в Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции из ушей колокола потекла кровь. Подобную легенду приурочивают ко многим церквям, например, то же самое рассказывают про один из колоколов Софийской Новгородской звонницы.

Вплотную к церкви пристроена часовня «Неугасимая свеча». Это небольшая по размерам усыпальница, с маленькой главкой. В часовенке, под образом почитаемого жителями города Святителя Николая всегда горели лампадки и свечи.

В 2005 году церковь была передана Псковской епархии. Начались богослужения. Но поскольку от внутреннего великолепия храма не осталось ничего, службы шли параллельно с очередной реставрацией.

Регулярные богослужения возобновились в храме в 2008 году, когда впервые за 80 лет Божественную литургию возглавил митрополит Евсевий.
Церковь Василия на Горке
Октябрьский пр., 5
~
Единственный храм, сохранившийся
в городе с начала XV века - времени расцвета Псковского вече.
Ранее храм располагался на горке среди обширного болота, а у самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу Пушкина. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви, тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол. 8 сентября 1581 года удары этого колокола известили граждан о начавшемся наступлении полчищ Батория.

Первоначально на этом месте стоял деревянный храм. Летопись гласит, что в 1377 году он был расписан, а значит выстроен - еще раньше. В 1413 году сооружена нынешняя каменная церковь.

Строительство церкви связано с именем знатного «немчина» Василия Дола, который считался предком псковских дворян Яхонтовых, тех самых, к которым принадлежал русский поэт и общественный деятель Александр Яхонтов, друг Александра Пушкина. Летописи свидетельствуют, что купец приехал в Псков и крестился именем Василий, а позже стал ктитором возведения храма во имя Василия Великого. Здесь же был возведен придел, посвященный Алексею Человеку Божию. Отметим, что в 1377 году Василий Дол построил Анастасиевскую церковь, увековечив тем самым имя жены и дочери.
В псковских летописях уточняется и то, что «бог помиловал церковь» в 1562 году от пожара «доколе не виданного» в Пскове. Но, если XVI век стал для церкви Святого Василия вехой расцвета, то XVII и XIX века превратились для него в период лишений и лихолетий. С ними пришли и попытки к разрушению храма, и потеря древней утвари, и, наконец, его закрытие. Первоначально храм, ввиду малочисленности прихода, был приписан к церкви Николы со Усохи, а с 1875 года выкуплен настоятелем Крыпецкого монастыря и являлся его подворьем до закрытия обители. Раз в год из монастыря приходил крестный ход, все остальное время церковь попросту пустовала.

С 1921 года службы здесь и вовсе прекратились по распоряжению советской власти. Долгое время храм использовался в качестве хранилища документов.

В годы Великой Отечественной войны от бомбежек пострадал лишь северный придел храма. Выдержал он и многочисленные атаки вандалов и даже поджоги в начале 2000-х.
Лишь спустя 82 года богослужения в церкви Василия Великого (на Горке) были возобновлены. Это произошло к 1100-летнему юбилею со дня первого упоминания Пскова в летописях в 2003 году. С тех пор богослужения проходят здесь ежедневно.

Вход в храм - через старинную массивную железную дверь. С внутренней стороны над дверью сделана в стене фронтонная ниша. В южной стене дьяконника есть низкая дверь, ведущая в маленькую комнатку - ризницу. В южной стене притвора такая же дверь ведет в еще меньшую комнатку. Обе упомянутые комнаты разделены между собой глухой стеной и составляют южную пристройку. Глухая стена между ними имеет ясные следы бывшего арочного пролета, впоследствии заложенного - видимо, между обеими комнатами прежде все же был проход. Возможно, это был придел, впоследствии уничтоженный.

В 2005 году в храме была основана воскресная школа.
Что дальше?
Считается, что включение хотя бы одного объекта в списки ЮНЕСКО резко повышает не только туристический, но и охранный и градозащитный потенциал города, а то и целого региона. А тут сразу десять храмов! Еще один плюс - к официальному и общественному контролю добавляется еще и международный экспертный.

Вопрос лишь только в том, как скоро мы сможем использовать эти козыри…