Хозяйки железной дороги

Говорят, вокзал видел больше искренних поцелуев, чем ЗАГС. Ничего удивительного: железная дорога — точка отсчета многих жизненных путей, недаром для многих поезда не менее романтичны, чем, допустим, самолеты или корабли. Даже профессии здесь звучат как музыка — маняще и волнительно: маневровый диспетчер, сигналист, составитель поездов, машинист автомотрисы… 

Конечно, на самом деле работа на железной дороге — это большой каждодневный труд, порой в праздники, порой без выходных. И никаких поблажек — даже для прекрасных дам. Даже 8 марта.

Женский
день

Железная дорога с самого начала своего существования была сугубо мужской сферой деятельности. По легенде, Николай I велел «и на пушечный выстрел баб к чугунке не подпущать». Тем не менее постепенно женское обаяние сломило все преграды. 

Сначала их брали только на должность «переездных сторожих», то есть дежурных по переезду. С 1875 года Департамент железных дорог разрешил допускать женщин к работе телеграфистов. При этом Количество трудящихся женщин в этой сфере законодательно ограничивалось: согласно нормативам, «лица женскаго полу» допускались на службу численностью не более 10 % от общего числа служащих в той или иной части управления. Приоритет отдавался вдовам, сиротам бывших служащих и дочерям лиц, состоящих на службе железных дорог.

В конце XIX века список женских профессий на железной дороге сильно расширился: женщин стали принимать на должности телеграфистов, переездных сторожей, журналистов, конторщиков, переписчиков, счетоводов, чертежников, билетных кассиров, учительниц, библиотекарей, врачей, фельдшериц, акушерок, а также горничных и прачек. 

Первоначально женщины появлялись на железной дороге исключительно в качестве пассажиров.

Увеличился и рекомендуемый барьер по возможной численности прекрасных дам — до 20 %. По отчету пенсионной кассы служащих на железных дорогах (в которой участвовали не все служащие), число работающих на железной дороге женщин «простиралось к 1 января 1900 года до 24 601 (9,5 % всего числа служащих), из коих значительная часть (15 176) — замужние, имеющие детей».

В конце концов Министерство путей сообщения Российской империи попросту сдалось на милость дам и признало желательным, чтобы на всех железных дорогах были предприняты опыты замещения женщинами, окончившими средние учебные заведения, на должностях начальников станций, их помощников и кассиров. Первый такой опыт был сделан и оказался вполне удачным на Рязанско-Уральской железной дороге.

В 1914 году состоялся выпуск первых в России женщин-инженеров путей сообщения, закончивших Женский политехнический институт. Дипломные проекты исполнялись ими по программе мужского Путейского института. В условиях военного времени уже с весны 1916 года женщины стали вместо мужчин работать помощниками начальника станции, дежурными по станциям и разъездов, кассирами всех наименований и их помощниками, весовщиками, кондукторами пассажирских пригородных поездов, проводниками спальных вагонов, истопниками вагонов, стрелочниками, сторожами, отметчиками вагонов, маркировщиками, пломбировщиками, мастеровыми в центральных и деповских мастерских. Помимо этого, разрешалось принимать женщин в письменную и счетную части «безо всяких ограничений».

После революции женский вопрос уже не стоял так остро, все больше и больше представительниц слабого пола приходили работать на железную дорогу, причем на такие должности, о которых раньше и мечтать не могли. Своего «расцвета» женские железнодорожные специальности достигли в 1930-х годах: мужчины всё в больших количествах требовались для растущей армии, поэтому начиная со второй половины десятилетия женщины, при активной поддержке пропаганды, начали осваивать сугубо мужскую специальность — машинист паровоза.

В наши дни железная дорога остается преимущественно мужской сферой работы. Однако женщины вносят свою неоценимую лепту в общий труд. Заботливые женские руки обслуживают сложнейшие технические средства, внедряют современные технологии, создают уют на вокзалах и в поездах. Никого не удивляют высокие посты, занимаемые женщинами в служебной иерархии, заместителей начальника дороги, начальников департаментов, дирекций и служб…

Сегодня в ОАО «РЖД» трудятся тысячи женщин — более 35 % от общего количества сотрудников. при этом почти 55 % должностей руководителей и специалистов занимают именно женщины.

Но со временем, особенно после революции, женщины стали работать на железной дороге наравне с мужчинами.
Плакат «Женщина, на паровоз» (Ольга Дейнеко, 1939 год)

Псковские 
ноу-хау

В Пскове представительницы прекрасного пола работают на всех уровнях Октябрьской магистрали — старейшей железной дороги на сети ОАО «РЖД», которая обслуживает территорию с населением более 25 млн. человек. Востребованы оказываются как самые простые умения и навыки, не требующие специального образования, так и технические знания, которые можно получить, только закончив специализированный вуз.

Ольга Иванова, инженер 1 категории Псковской дистанции сигнализации, централизации и блокировки

Ольга Иванова, ныне инженер 1 категории Псковской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, получив образование в Псковском государственном политехническом институте, на заре своей трудовой деятельности никогда и не подумала бы, что когда-нибудь придет работать на железную дорогу. 

Устроилась в Пенсионный фонд — организация стабильная, коллектив хороший. Но жизнь распорядилась по-своему: хотелось иметь свое жилье, пришлось искать более высокооплачиваемую работу. Сработало «сарафанное радио»: рассказали, что есть работа на железной дороге, оказалось, что еще и по специальности. Ольга — пошла работать по специальности, решила попробовать, хоть первое время и переживала: сфера-то совершенно незнакомая. Однако быстро освоилась, так и осталась на железной дороге — уже седьмой год пошел.

Должность у Ольги Алексеевны ответственная и, что называется, «с видом на будущее». Если объяснять простым языком — она занимается поддержкой рацпредложений, с которыми часто обращаются работники железной дороги. Допустим, придумал кто-то усовершенствовать стандартное реле — припаять что-то где-то по-новому, чтобы весь механизм заработал быстрее и продуктивнее. Он приходит с этим к Ольге, а та — продумывает все, технически осмысляет, считает экономическую выгоду и продвигает изобретательскую идею к воплощению.

Конкретный пример: наверняка вы не раз замечали на железной дороге металлические коробки черного цвета с желтыми полосками — электроприводы. Раньше их окрашивали вручную, приходилось прикладывать определенные усилия, чтобы сделать это качественно. Чтобы упростить процесс окраски, механики придумали специальный поворотный стол. Результат налицо: производительность выше, окраска удобнее, проще, быстрее. Ставят конструкцию, поворачивают ее на месте — и готово!

Есть рацпредложения рядовые, а есть — целые проекты, благодаря которым ОАО «РЖД» удается сэкономить до 5-7 млн рублей. «Люди приходят, подают идеи, а мы оцениваем, имеет смысл это применять на практике или нет», — объясняет Ольга.

Электропривод на железной дороге.

Она соглашается, что железная дорога — это, скорее, мужская сфера труда, но подчеркивает, что женщинам здесь работается очень комфортно: мужчинам важно, насколько ты профессионал в своем деле, остальное — на втором плане. Но вместе с тем, по словам Ольги, они никогда не откажут в помощи, на них можно положиться в любых вопросах. «У нас очень хороший коллектив — мне повезло!», — признается наша собеседница.

Конечно, в ее отделе не обходят стороной Женский день: обычно к 8 марта накрывают стол, готовят подарки. И пожелания готовят такие же, как в тысячах других коллективов в тысячах других отраслей: счастья в семье, достатка, радости, улыбок и чтобы мужчины на руках носили. Кстати, любимый человек Ольги Ивановой тоже работает на железной дороге. Познакомились они, правда, не в рабочей обстановке, но это уже совсем другая история!..

Творческая
жилка

Есть такая профессия — стрелки переводить. Это не шутка, на самом деле это одна из ответственных обязанностей маневрового диспетчера Псковского узла станции Березки Натальи Смирновой.

Наталья Геннадьевна — потомственный железнодорожник. «У меня дедушка был машинистом, отец работал машинистом спецтехники в дистанции пути, — рассказывает она. — И я так же попала: династия. Изначально после школы я два года отработала в детском саду воспитателем, но потом попала на станцию: пришла работать оператором станционного технологического центра. Образования специального не было у меня, поэтому начинала с низов. Работа заключалась в списывании номеров вагонов составов и подборке документов».

24 года Наталья Геннадьевна отработала на станции Дно, постепенно осваивая новые умения. Доросла до маневрового диспетчера Псковского узла станции Березки — на этой должности работает уже третий год.

Ручная стрелка на станции Березки
Типичное рабочее место маневрового диспетчера.

По словам нашей собеседницы, работа творческая, захватывающая: вся работа станции узла зависит от решений маневрового диспетчера: как он спланирует подход составов, сформирует и расформирует первоочередность поездов и руководство сменой.

«Есть, конечно, свои нюансы, — говорит Наталья. — Где-то что-то не совсем получается, поначалу расстраиваешься, но потом все складывается, получается, и ты доволен — наслаждаешься результатом. Мне нравится именно моя оперативная работа, я люблю творить, чтобы результат был сразу налицо».

Рабочее место маневрового диспетчера выглядит скромно: стол, компьютер, пульт управления с рукоятками для перевода стрелок в маневровом районе (диспетчер и руководит и управляет маневрами). Несмотря на внешнюю простоту, по сути это такой центр управления, только не полетами, а движением — всех поездов, которые проходят через станцию Березки. Здесь вагоны направляются на нужный путь.

Работа сложная, ответственная, посменная, так что трудиться приходится порой и в выходные, и в праздники. Так что, если рабочий день у Натальи выпадет на 8 марта, он ничем не будет отличаться от обычного. Это уже привычка, норма. Единственная поправка: в Женский день, конечно, как и все остальные женщины-железнодорожницы, Наталья услышит теплые поздравления от коллег. Спрашиваю, какой подарок она мечтает получить на 8 марта, — неожиданно слышу: живые цветы. Объясняет: подарки итак дарят в течение года на другие праздники, а в этот день хочется именно цветов — они поднимают настроение, вдохновляют, дарят ощущение красоты.

«Наши коллеги-мужчины никогда не забывают поздравить нас с праздником, но в принципе на железной дороге вне зависимости от того, женщина ты или мужчина — есть работа, есть обязанности, и ты должен их выполнять», — подчеркивает Наталья Геннадьевна.

В сложном режиме работы времени на какие-то хобби практически не остается. Вся жизнь Натальи Смирновой отдана семье и работе. Но в этом как раз ее радость и главный интерес. «Нужно любить свою работу, — улыбается она. — Знаете, когда я только пришла работать на железную дорогу, причем на низшее звено, после работы в детском садике очень чувствовался контраст. Но мне понравилось, у меня был стимул, я пошла учиться, выучилась, постепенно по карьерной лестнице поднялась. Без любви к работе я бы не пришла к этому».

Праздник
каждый день

Екатерина Федоровна Гаврилова работает распределителем работ на опытной путевой машинной станции (ОПМС-8) с 2002 года. Начинали с обычного настольного журнала и телефонов-раций, сейчас в арсенале Екатерины — компьютер, рация, факсы, куча телефонов, которые постоянно трезвонят: работы прибавилось. Надо знать структуру предприятия, обязанности, распределенные между руководителями, иметь общее представление о путевом развитии производственной базы, порядке проведения маневровой работы, порядке формирования поездов, владеть нормативно-деловой этикой. За годы работы выработался волевой характер и командный голос. А еще — умение найти подход к каждому. Без этого на железной дороге никак.

А ведь поначалу Екатерина мечтала о карьере бухгалтера: сидеть с калькулятором, сводить дебет с кредитом — для любительницы цифр чем не мечта? Но поехала из Новгорода в Великолукский техникум железнодорожного транспорта имени К. С. Заслонова за компанию с девочками-подружками — просто «посмотреть», как говорится.

Самое интересное: подружки не поступили, а ее в техникум взяли, на специальность «Организация перевозок управления движением на железнодорожном транспорте». После учебы три года отработала по специальности, а потом перешла на ОПМС: к мужу ближе (он тоже работает на железной дороге), с ребенком попроще стало. 19 лет уже здесь, и ни о чем не жалеет.

Сердечная отдушина для Екатерины — ее семья: любимый супруг и дети. Старший сын служит в армии, интересуется техникой и автомобилями. Дочь мечтает стать учительницей: перед ее глазами — прекрасный пример педагога начальных классов. Девочка постоянно играет «в школу»: рассаживает у доски своих кукол и зверушек, читает им книги. Пандемия внесла коррективы — дочка теперь и за врачевание взялась. Как говорит Екатерина, если кто-нибудь из детей захочет пойти по стопам родителей, на железную дорогу, препятствовать не будет. Она всегда сама решения принимала, и детей учит тому же.

Екатерина Гаврилова, распределитель работ на опытной путевой машинной станции (ОПМС-8)
Опытная путевая машинная станция (ОПМС-8)

Любимое времяпрепровождение семьи Гавриловых — дача. Екатерина признается, что долго сопротивлялась, но муж все-таки уговорил: решающим стал его довод о том, что растет сын, без дачного опыта он во взрослой самостоятельной жизни не сможет ни гвоздя забить в доме, ни лампочку поменять. Сейчас без дачи уже и не представить свою жизнь: там любимая клубника, теплица с томатами и, конечно же, баня, которую строили все вместе, даже маленькая дочка руку приложила к общему делу, все были заняты в важном семейном деле. А еще Екатерина любит читать и танцевать — но вот на эти увлечения времени уже почти не остается.

«Я люблю свою работу: она настолько непредсказуема! — смеется наша героиня. — Двадцать лет работаю, и каждый день, каждая смена — как новая. Без препон не обходится, как в любом труде. Но другой работы мне не надо — меня все устраивает. Я выхожу в смену и в выходные, бывает, и 8 марта. По-моему, я уже третий год встречаю день рождения на работе. Но есть в этом свои радостные моменты: всегда получаешь букет цветов от мужчин».

Всех этих хрупких женщин привела на железную дорогу судьба — не сговариваясь, именно этим словом они обозначают свой выбор. И с таким вдохновением рассказывают о своей работе, что хочешь не хочешь — заражаешься их энтузиазмом и понимаешь, сколько труда и заботы вложено в эти поезда и рельсы, бесконечно стремящиеся вдаль. 

Вот уж точно: все лучшее в нашей жизни — по любви, а значит, без женщин ни на «РЖД», ни где-либо еще — никуда!

С 8 марта, трудолюбивые и прекрасные!